Погибла Юлия Синелина
Специально для Когита.ру:
Борис Докторов
«Ее уход – это заметная брешь в нашей науке и огромная потеря для социологов ее поколения...»
Сначала по электронной почте пришла совсем глухая информация: погибла Юля Синелина. Некоторым из моих коллег, знавших Юлию, эту трагическую весть пришлось сообщать мне. Первая реакция у всех была одинаковая. Ужас... Все произошло 29 марта в австрийских Альпах. Лавина... она погребла не только Юлю, но только ее не смогли откачать...
… трое детей остались без мамы…
Юлии Юрьевне Синелиной был только 41 год, исполнилось в начале января. Половину жизни она посвятила изучению проблем религии в России, в 2009 году стала доктором социологических наук, но ее авторитет в сообществе исследователей религии сложился и был признан давно. Она возглавляла Отдел социологии религии Института социально-политических исследований РАН в Москве, и как сказал мне по телефону директор института академик Г.В.Осипов, в день гибели была утверждена в должности заместителя директора.
Я не считаю себя знатоком в области социологии религии, но склонен согласиться с мнением человека, который многие годы весьма успешно разрабатывает это проблемное поле. Узнав о гибели Юли, она написала: «И никого такого же масштаба в нашей стране сегодня не просматривается...».
Интернет мгновенно отозвался на случившееся. Юлю многие знали, ценили, да и трагичность завершения ее жизни не могла оставить людей равнодушными. В статьях и блогах она предстает серьезным, глубоким ученым, руководителем наиболее сильного научного семинара по проблемам религии, человеком, который был способен к взвешенному анализу сложнейших исследовательских и нравственных проблем религии, горячо, бурно, часто – надрывно обсуждаемых в российском обществе.
Мы познакомились в летом 2010 года связи с грустным обстоятельством, умерла ее руководитель в области изучения религии и ее духовный наставник В.Ф.Чеснокова, и Юля согласилась написать воспоминания о ней для рубрики, которую я веду в петербургском журнале «Телескоп». Наша переписка не была регулярной, но сразу стала дружеской и откровенной. Летом 2012 года возникли темы для постоянной переписки, а в ноябре того года и в конце прошедшего февраля мы работали вместе в Москве.
У Юли была своя правда. Она и цементировала ее отношение к миру. И потому Юля была столь эффективна и плодотворна в исследованиях, столь рассудительна в дискуссиях и столь привлекательна в жизни... ее уход – это заметная брешь в нашей науке и огромная потеря для социологов ее поколения...
Не понимаю законы эволюции: зачем лепить такое чудо и потом так быстро его забирать?
3.04.2013
**
Специально для Когита.ру:
Юля Синелина. Она была из тех, для кого наука - дело жизни и служение одновременно.
Впервые мы увиделись и познакомились с Юлией Юрьевной лично всего лишь два месяца назад.. На социологическом семинаре в МГИМО «Исследование современной религии: методы и методология» 30-31 января. Я смотрела на нее во все глаза и слушала «во все уши».. Хотя говорила она немного, все больше молча вникала в происходящее.. После некоторых выступлений, всего лишь пару раз, откликалась открыто и заинтересованно, приглашением выступить на собственном постоянно действующем социологическом семинаре в МГУ.
Последние десять лет ее имя воспринималось нами, как имя прижизненного классика в отечественной социологии религии. Помню одну из первых ее публикаций в «Социсе» - где она, тогда еще мало кому известная аспирантка изящно и непринужденно разгромила солидную докторшу наук по вопросам определение критериев «православности» и воцерковленности. Ее книжечка «Изменение религиозности населения России (суеверное поведение россиян)» М, 2006, с момента выхода стала учебным пособием, настольной книгой для всех моих второкурсников, изучавших социологию религии. Старались отслеживать все выходившие публикации. Буквально пару недель назад, получив выписанные по озону книжки, я радостно передала своей аспирантке, исследующей современную российскую православную семью, монографию «Семья и вера в социологическом измерении», созданную при участии и под руководством Юлии Юрьевны. Не было сомнений, что она относилась к тем, кто в силу мощи и яркости собственного таланта естественным образом оказывается на самом "верху" и на самом острие науки. Где любой настоящий ученый спокоен и доброжелателен. Потому что ему всегда есть что сказать, легко почувствовать новые смыслы, родить новую гипотезу, обнаружить новые направления научного поиска .. Из тех, для кого наука - дело жизни и служение одновременно. Там есть готовность поддержать всех талантливых. У Юлии Юрьевны была и осталась команда, друзья и соратники.
И не было сомнения, что в современной отечественной социологии религии она – бесспорный лидер. Такая молодая и такая яркая, сильная… И очень честная. В своем выступлении на конференции она докладывала результаты свежих исследований по проекту АРЕНА. И указала на то, что в опросник был введен дополнительный параметр: разделение на «православных вообще» по самоидентификации и тех, кто относит себя конкретно к РПЦ МП. Последних набралось около сорока процентов, примерно половина от православных «вообще». Бросилось в глаза ее потемневшее от усталости лицо, подумалось : «Сколько же тебе пахать приходится…». Во время моего выступления Юлия Юрьевна начала задавать вопросы. Комментировать. Потом были дружеские посиделки в кабинете профессора Глаголева, разговоры о семье, о судьбе и конечно же о любимой работе. Ее рекомендации, новые люди, новые тексты.. Странно устроена жизнь.. Казалось, что все только начинается…. А оказалось – прощальный подарок судьбы.
Григорьева Людмила, религиовед, доктор философских наук
3.04.2013
**
Из «Русского журнала»:
1 апреля 2013 года стало известно о трагической гибели Юлии Юрьевны Синелиной, одного из ведущих отечественных социологов религии. В последние годы она заведовала Отделом социологии религии в Институте социально-политических исследований РАН, где под ее руководством проводились исследования религиозной ситуации в современной России. Был хорошо известен ее семинар по социологии религии, который она регулярно на протяжении вот уже нескольких лет вела на социологическом факультете МГУ. Это была чуть ли не единственная в России дискуссионная площадка, на которой могли регулярно собираться отечественные социологи религии.
Юлия Синелина была одним из немногих отечественных специалистов, кто наряду с конкретно-историческими исследованиями так много времени уделял историческим и теоретическим вопросам. Едва ли в России найдется хотя бы один социолог религии, который бы имел за спиной такой фундамент исторических и теоретических познаний. Фундаментальные научные исследования Юлии Синелиной были сосредоточены, прежде всего, вокруг исторических и теоретических аспектов секуляризации. Теоретическим вопросам была посвящена ее монография «Концепции секуляризации в социологической теории» (2009). Вопросы истории – прежде всего, российской – рассматривались ей сначала в монографии «Секуляризация в социальной истории России» (2004), а затем в докторской диссертации «Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII – начало XXI вв.)» (2011).
Теоретические и исторические изыскания нужны были Юлии Синелиной для более полного понимания текущего момента. Она выделяла в истории России три цикла секуляризации, первый из которых относился к XVIII-XIX вв., а третий – к событиям XX–XXI вв. В своих работах она пыталась оспорить распространенную позицию, согласно которой секуляризация – это линейный однонаправленный процесс, и противопоставить ей представление о существовании циклов секуляризации (от выдвижения утилитарной квазирелигиозной идеи до возвращения к православной вере/культуре), которые в истории России следуют один за другим. По ее мнению, в начале XXI века Россия вступила в завершающую стадию третьего цикла секуляризации, характеризующуюся «возвращением части общества к православию, православной культуре через фазу религиозного синкретизма». Однако при всех симпатиях к православной традиции ее анализ был далек от триумфализма: одновременно с этим «возвращением» Юлия Синелина усматривала контуры нового цикла секуляризации, главным действующим лицом которого становится высший средний класс в столичных и крупных городах.
В ситуации, когда вопросы религии политизируются, когда быть объективным становится все труднее, когда люди спешат поскорее занять одну из сторон, Юлия Синелина была одним из немногих публичных интеллектуалов, кто умудрялся сохранять аналитическую беспристрастность и по мере сил заниматься академическим изучением религиозной ситуации в России XXI века. Очень хочется надеяться, что ее дело будет продолжено более молодыми коллегами, которых она всегда поддерживала и которым она всегда протягивала свою руку помощи.
Дмитрий Узланер, главный редактор журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом»
02.04.2013
**
Из портала «Полит.ру»:
02 апреля 2013
В голове не укладывается, что из жизни ушел по научным меркам молодой ученый – Юлия Юрьевна Синелина, одна из самых известных в нашей стране социологов религии, руководитель Отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук. Я не могу сказать, что хорошо лично знал Юлию Юрьевну, но, как коллега, периодически общался с ней на конференциях и семинарах, как в Институте Европы РАН, куда регулярно приглашал Синелину, так и на социологическом факультете МГУ, куда меня приглашала Юлия Юрьевна.
Несмотря на то, что во многом мы были не согласны друг с другом, да и методы наших исследований часто радикально отличались, наши дискуссии всегда были плодотворными. И теперь я понимаю, что это в значительной степени из-за спокойного, даже смиренного характера Юлии Юрьевны, ее готовности выслушать, а затем четко обозначить свою позицию. Помимо этого, существовало то, что, как мне кажется, объединяло нас – меня, как полевого исследователя, и профессора Синелину – классического социолога, проводящего массовые соцопросы в масштабах России. Юлия Синелина, православная верующая, не зацикливалась на цифрах, а видела живое восприятие веры в российском обществе со всеми достоинствами и недостатками этого восприятия. Религиозность, которую она изучала, Синелина принимала близко к сердцу. Возможно, это внимание к религиозному чувству как таковому, бережное к нему отношение, было заложено в Синелиной, в том числе, ее учителем – социологом Валентиной Федоровной Чесноковой которая разработала индекс воцерковленности. По крайней мере, о Чесноковой Юлия Юрьевна говорила при каждом удобном случае, почти в каждом своем выступлении.
Безусловно, в российской науке (социологии, религиоведении, философии религии) навсегда останутся работы Синелиной, посвященные, прежде всего, современной религиозности россиян и ее развитию, процессам секуляризации, которые отнюдь не привели к исчезновению религии. Вслед за американским социологом Питером Бергером в декабрьском номере журнала «Эксперт» за 2012 год, Синелина фактически говорит о десекуляризации и в мире, и в России, о том, как религиозные институты берут на себя все новые функции – институтов гражданского общества, осознания собственной идентичности, поддержки человека в условиях глобальной неопределенности.
Мне запомнился целый ряд выступлений Юлии Юрьевны с оценкой современных отношений Церкви и общества в мае-июне 2012 года. Происходящую гражданскую мобилизацию и увеличение доли обсуждаемых церковных проблем в масс-медиа Синелина оценивала, как оживление политического пейзажа. Мой репортаж с одного из семинаров в МГУ о конфликте РПЦ и интеллигенции Юлия Юрьевна редактировала сама: «Оживление ситуации в стране, в том числе и в религиозной сфере, привело к тому, что сформировались новые группы в обществе, изменилось отношение к восприятию Церкви. Лучше всего можно проанализировать современность через преодоление мифов, которые касаются интеллигенции и роли Церкви. Россия находится в общемировом контексте, когда говорят о конфликте секулярной элиты и определенной части верующего общества… В России разделение на православную и секулярную интеллигенцию произошло еще в середине XIX века. Это разделение присутствует в российской истории всегда, периодически обновляясь, в новых обстоятельствах и идеологических контекстах. Это западники и славянофилы, монархисты и веховцы. В настоящее время это противостояние опять нарастает на фоне обострения политической ситуации. Раньше против Церкви выступали коммунисты, а теперь – это либеральная интеллигенция, которая вдруг заявила о своей революционности… Новая православная интеллигенция начала формироваться с начала 60-х годов ХХ в. Возвращение в Церковь в Советском Союзе начиналось с интеллигенции… Критика Церкви повторяется на новом витке истории. Такая же напряженная ситуация была вокруг РПЦ в 1997 году. Тогда достаточно активно поднимались антицерковные темы – в «Московском комсомольце» критиковали митрополита Кирилла, на НТВ боролись с Церковью из-за показа фильма «Последнее искушение Христа». В итоге 16 декабря 1997 года патриарх Алексий II выступил с обращением, в котором подверг критике СМИ и отметил, что «идет новое наступление на Церковь».
Синелина полагала, что критика только способствует консолидации части общества вокруг Церкви. По крайней мере, треть общества воспринимает Церковь не как общественный институт, а как Тело Христово («Человек, который находится внутри Церкви, по другому к ней относится, для него критика Церкви не является принципиальной»). Критики, замечала Синелина, мало понимают мотивацию верующих, для которых главное – это участие в таинствах. Пока проблемы не мешают им участвовать в таинствах, они не будут реагировать на критику РПЦ. Патриарх, к примеру, на молебне 22 апреля 2012 года говорил о том, что происходящее ниспослано нам за наши грехи, но часть общества этого вообще не услышала. В этой связи Синелина задавалась вопросом – может быть и не надо Церкви реагировать на критику? Но общество все же у нас светское и Церковь должна заботиться о своем имидже. Кредит доверия не бесконечен. Если Церковь собирается воцерковлять общество, то она должна заботиться о том, как она выглядит в глазах невоцерковленных и неверующих.
Со стороны может показаться, что я сбиваюсь на обсуждение острых актуальных проблем в чисто научном или публицистическом ключе. Однако главное в этих дискуссиях и в семинаре в МГУ, который вела Синелина и который набирал обороты, привлекал все больше ученых, это искреннее беспокойство за судьбы православия в России, совершенно адекватное понимание состояния российского общества. Юлия Юрьевна призывала не отметать религиозное чувство, не превращать социологию в чисто секулярный инструмент: «Не стоит забывать, что воцерковление - трудное дело для наших религиозно невоспитанных граждан (мы говорим о людях, заявивших себя как православных, стремящихся ими стать). Отметим, что в религиозной сфере существует понятие "путь христианина". Для кого-то этот путь может оказаться легким и быстрым, но таких религиозно одаренных людей всегда было мало, а остальные начинают с малого. Путь этот не обходится без ошибок и сомнений. С точки зрения Церкви, обратиться самому - мало, надо прийти в Церковь, приобщиться к ее таинствам и научиться церковной жизни, а не замкнуться в своей индивидуальной вере. Но идентифицировать людей в качестве неправославных, если они считают себя православными, вследствие того, что не все у них соответствует церковным канонам, на наш взгляд, неправомерно». (Ю.Ю. Синелина.О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования № 7, 2001).
У Юлии Юрьевны был свой путь христианина. Этот путь вдвойне труден для ученого, который занимается религиозной тематикой, для которого православие и Церковь связаны с личными переживаниями и болью. В постсоветской России с ее мимолетным бумом религиозности 1990-х годов путь социолога-христианина был во многом одинокой дорогой в попытке показать, что россияне уже нашли свой, как всегда тернистый и непростой, путь ко Христу.
Юлия Юрьевна отошла к Богу, сделав очень много. Вечная ей память.
Роман Лункин,
ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.
**
Из электронной энциклопедии «Ученые России»:
Научная тема (тема докторской диссертации):
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В РОССИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: КОНЕЦ XVII – НАЧАЛО XXI ВВ.)
|
|
|
Специальность: 22.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Социологические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Разработана концептуальная циклическая модель развития российского общества с точки зрения изменения религиозного мировоззрения.
2. Впервые в отечественной социологии проведены анализ и типологизация концепций секуляризации в социологической теории (шесть основных типов: «классические», «секуляризация как изменение роли религии в обществе», «альтернативные», «критические», «марксистские», «парадигмальный» подход).
3. Представлены новые теоретические направления в анализе процесса секуляризации («неоклассические», «религиозная экономика», «десекуляризация»).
4. В научный оборот отечественной социологии введен обширный теоретический материал, касающийся развития концепций секуляризации в западной социологии религии, выявлены новейшие ее тренды.
5. Проанализирован широкий спектр методологических и методических подходов к исследованию религиозности населения в западной и отечественной социологии религии, разработана новая методика анализа суеверного поведения респондентов (показатель суеверного поведения).
6. Изучены пути формирования и изменение социального состава «образованного общества» в России, рассмотрена роль религиозного компонента в образовательных программах светских учебных учреждений.
7. Впервые проанализированы изменения функций церкви как общественного института на протяжении всего процесса секуляризации в России (флуктуации функций церкви как социального института), а также изучены изменения внутри самой церкви, как религиозной организации.
8. Изучена динамика религиозности россиян в современной России и дан прогноз изменения религиозного мировоззрения россиян в среднесрочный период.
Список опубликованных работ
1. Синелина Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России. М.: Академия, 2004. Монография. - 14 п.л.
2. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозного мировоззрения россиян. Православные и мусульмане. М.: Наука, 2006. Монография - 7 п.л.
3. Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. Теоретические аспекты изучения религиозности населения в социологии религии. М.: ОАО РИЦ ИСПИ РАН, 2009. Монография - 5,6 п.л.
4. Локосов В.В., Синелина Ю.Ю. Религиозная ситуация в Ярославской области. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. Монография в соавторстве - 5,4 п.л.
5. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозного мировоззрения россиян// Реформирование России: реальность и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. Коллективная монография - 0,9 п.л.
6. Синелина Ю.Ю. Уровень воцерковленности жителей Ярославской области// Россия на пути к возрождению. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2004. Коллективная монография - авторских 0,6 п.л.
7. Синелина Ю.Ю. Анализ суеверного поведения жителей Ярославской области // Россия: глобальные вызовы и локальные риски. ИСПИ РАН, М. 2005. Коллективная монография - авторских 0,6 п.л.
8. Синелина Ю.Ю. Динамика уровня воцерковленности населения// Россия: Новые цели и приоритеты. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2006. Коллективная монография – авторских 0,5 п.л.
9. Синелина Ю.Ю. Возвращение русских к православию // Русский вопрос. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007. Коллективная монография – авторских 0,5 п.л.
10. Синелина Ю.Ю. Религиозные ориентации православных и мусульман // Россия: предпосылки преодоления системного кризиса. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2007. Коллективная монография – авторских 0,7 п.л.
11. Локосов В.В., Синелина Ю.Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян // Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М.: Институт социологии РАН, 2008. Коллективная монография – авторских 0,4 п.л.
12. Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения»// Социологические исследования, №7 2001 - 0,9 п.л.
13. Синелина Ю.Ю. Атака на РПЦ? // Социологические исследования, №11, 2001 - 0,6 п.л.
14. Синелина Ю.Ю. О характере процесса секуляризации в России // Вопросы Философии, № 12, 2002 - 0,7 п.л.
15. Синелина Ю.Ю. О циклах изменения религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в. - 1917г.)// Социологические исследования № 10 2003 - 0,9 п.л.
16. Синелина Ю.Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области // Социологические исследования № 3 2005 - 0,9 п.л.
17. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных// Социологические исследования №11 2006 - 0,9 п.л.
18. Синелина Ю.Ю. Концепции секуляризации в западной социологической теории // Социальная политика и социология №2 2009 – 1 п.л.
19. Синелина Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Социологические исследования № 4 2009 - 0,9 п.л.
20. Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности россиян (1989-2004) // Восточно-европейский журнал №2 2005 - 0,9 п.л.