Слава Украине! Позор России?
Один мой хороший знакомый, пользующийся моим безусловным уважением, столь же русский, сколь и украинец (и наоборот), но при этом настоящий патриот Украины, очень остро переживающий за свое отечество, подвергшееся агрессии со стороны России, прислал мне свое эссе, посвященное современным российско-украинским событиям.
Эссе, пронизанное болью за свою родину, которую «встающая с колен» Россия (в лице ее нынешнего руководства) пытается «поставить на колени»; во всяком случае российским «национальным лидером» сделано все, чтобы перессорить два братских народа.
В нашей оценке развязанной Кремлем войны против Украины мы с моим корреспондентом - полные единомышленники. Равно как и по всем другим общественно-политическим вопросам, касающимся будь то его, будь то моей родины.
Но вот в одном пункте у нас вдруг возникло, скажем так, «стилистическое» разногласие. И оно, на мой взгляд, заслуживает публичного внимания.
Сразу оговорю, что нашу полемику, развернувшуюся по поводу этого пункта, я здесь предъявлять не могу, поскольку не спрашивал на то разрешения моего корреспондента, да даже если бы такое разрешение и получил, не хочу его (корреспондента) называть. Ограничусь приведением двух своих писем к нему, излагающих МОЮ СОБСТВЕННУЮ позицию. Из них читатель поймет и суть разногласия.
А мои возражения касательно эссе моего собеседника вызвала его, ну, не то чтобы инвектива (так сказать было бы слишком сильно), а если угодно укор, упрек в адрес российского народа, который не только «терпит» международного преступника у власти, но и всячески (в большинстве своем) поддерживает его внешнеполитические амбиции (от «КрымНаш» до «Новороссии»). И вот тут, наряду с известным м вполне разделяемым мною лозунгом «Слава Украине!» (понятно – не правителям, а ее народу) прозвучало что-то вроде «Позор России!» (не только ее правителям, но и народу тоже).
Мне лично глубоко чужда «национальная гордость великороссов», не в том я усматриваю настоящий патриотизм, но что-то меня резануло в этом заявлении, вроде даже и спонтанном, но, как выяснилось в ходе дальнейшего обсуждения, выстраданном и осознанным.
Дальше – извлечения из нашей переписки (только мои письма)
А. Алексеев - <…>
<…> Думаю это Ваше эссе - не из лучших Ваших произведений. Мне уже приходилось пару раз деликатно намекать (то киевской интеллектуалке, то талантливой украинской поэтессе) *, что не надо упрекать народы за то, что некоторые из них в какие-то исторические периоды сдались на милость фашизму. Это, скажем так, неполиткорректно.
<…> Еще и еще раз: Страна, ее руководство и ее народ - разные сущности, хоть иногда народ и "сплачивается" вокруг вождя и т. п. Заслуживает всяческой похвалы народ, поднявшийся на защиту своих прав (хоть и тот, как мы знаем, обычно неоднороден). Но не заслуживает хулы никакой народ, хоть российский, хоть немецкий, хоть украинский, хоть даже палестинский (как тут не вспомнить ликующих по случаю обрушения нью-йоркских небоскребов-близнецов толп на Ближнем Востоке)
Менталитет и поведения народов требуют анализа, но не филиппик. Жаль, что Вы эту действительно тонкую грань толерантности / интолерантности по отношению к целому народу не чувствуете.
Кстати, только что повесил на Когите. свой комментарий к последним данным Фонда «Общественное мнение», озаглавленный мною - "Хотят ли русские войны?!" В общем-то не хотят. Но и воспрепятствовать ей не готовы. <…> 28.08.2014.
* См. ранее на Когита!ру
= Эскалация национальной розни в сферу стихотворчества
(Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)
Возражения моего корреспондента на это мое, как я считаю, деликатное замечание, побудили к продолжению этой темы:
Алексеев А. - <…>
<…> ЛИЧНУЮ вину за преступления правителей своей страны, не говоря уж о заблуждениях своего народа, хорошо, если бы осознавал каждый, но не каждый на это способен, в силу уровня нравственного и культурного развития, "генетической" советской (и не только) памяти и т. д. Такая метанойя должна происходить изнутри, а не под давлением извне, тем более - лиц и / или групп по-своему "заинтересованных". Нельзя упрекать "турок" за армянский геноцид, "латышей" - за латышских стрелков и даже "немцев" за преступления гитлеризма. Но честь и хвала народу, который сумел осудить себя САМ, как те же немцы
С русскими националистами / имперцами, которые то заявляют, что они с украинцами «один народ», то выражают презрение / ненависть к "хохлам" (а теперь еще и "украм") - все понятно. Но представьте себе на минутку российского интеллигента, который вздумал бы "упрекать" украинцев хоть за Бандеру, хоть за Януковича. Вряд ли его можно было бы тогда считать интеллигентом.
Именно это я имел в виду, говоря о "тонкой грани между национальной толерантностью и интолерантностью", увы, не всеми различаемой.
Конечно, хорошо, что, как Вы говорите, Вы не снимаете с себя СВОЕЙ вины за режим Януковича, как я не снимаю с себя СВОЕЙ вины за режим Путина (а мы оба – за советский режим). Но воздержимся от напоминаний ДРУГИМ - хоть народам, хоть личностям - об ИХ вине за преступления своих (т.е. их) правителей. Придет время, и они осознают эту вину без лишних напоминаний. <…> 29.08.2014.
Что добавить к этому? Никакие социальные чувства (кроме, разве что, религиозных) так не остры, как национальные. И прикасаться к теме коллективной (тем более - национальной) ответственности (тем более – «вины») нужно крайне осторожно. Особенно, помня об общечеловеческой склонности замечать «в чужом глазу соринку», а в своем не усматривать «бревна».
Здесь, я думаю, оптимален перевод проблемы в моральную плоскость, относимую не только к межнациональным отношениям: УВАЖАЙ СЕБЯ (РАВНО КАК И СВОЙ НАРОД) - НЕ БОЛЬШЕ ДРУГИХ (ЛЮДЕЙ, НАРОДОВ), ПРИ ЭТОМ УВАЖАЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (СООТВЕТСТВЕННО, ДРУГИЕ НАРОДЫ) - НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕБЯ (СООТВЕТСТВЕННО, СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ НАРОД).
Кстати сказать, ЛЮБОВЬ к Родине, своему, народу, своей стране, что привыкли называть ПАТРИОТИЗМОМ, есть чувство интимное, не требующее столь бурных проявлений как у болельщиков (фанатов) на стадионе. Это чувство отличается от чувства УВАЖЕНИЯ, в основе которого лежат общая культура, интеллект, разум. (Патриотизм же можно сравнить с отношениями и чувствами родства, в которых минимизирована рациональность). Любят не «за что-то», а «просто так». И главными выражениями любви должны быть не слова, а поступки. Любовь может породить чувства ГОРДОСТИ и / или СТЫДА (за своих предков или современников, а также - за свою страну), если, конечно, это НАСТОЯЩАЯ любовь.
Случай моего корреспондента – особо сложный: он. пожалуй, в равной мере относит себя к обоим этносам: украинскому и русскому. В нем соединяются чувства гордости за одну свою родину и стыда за другую. Но все же он – гражданин Украины. И пусть уж лучше он выражает свое возмущение действиями российской власти. В чем мы с ним солидарны. Стыдиться же за Россию пусть он лучше предоставит мне – гражданину этой страны.
А. Алексеев. 31.08.2014.