Алексей Баталов – дорогой наш человек
Из портала радио «Свобода»:
АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА ВСПОМИНАЕТ ПИСАТЕЛЬ ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Андрей Шароградский
15.06.2017
– Когда-то Евтушенко сказал о том, что поэт в России больше, чем поэт. Но бывают и такие актеры... Актер, конечно, зависимая профессия. Он говорит текст, написанный сценаристом, в фильме, который снимает режиссер. Но бывают такие актеры, которые почему-то становятся больше, чем актеры, которые становятся символом чего-то. Вот такая у них сила обаяния, такая ясность образа, образа именно человеческого прежде всего. Баталов был редчайшим случаем такого "человека-актера". Ведь он не был великим лицедеем. Его нельзя сравнить ни с Евстигнеевым, наверное, ни с Янковским, ни с Михаилом Чеховым – с точки зрения собственно лицедейства. Он был довольно похож на самого себя во всех своих ролях, и он был... Ну, может быть, киноведы меня поправят, вспомнят какой-нибудь тяжело отрицательный образ, но он был всегда невероятно харизматично притягателен. Он был мечтой женщин и завистью мужчин. Такого не бывает – такого сплава мужской силы, надежности и интеллигентности, тонкости. Это человеческий сплав, это, конечно, баталовский прежде всего сплав. И этим своим сплавом он наделил и героя фильма "Летят журавли", и физика Гусева, и канатоходца Тибула, и Гогу-Гошу, который, собственно, и сделал его... Не хочется говорить "секс-символом", потому что, в общем, это как-то меньше того, чем был Баталов. Но, безусловно, и секс-символом, притягательным для абсолютно всех. Трудно было представить женщину, не влюбленную в Баталова. Вот это такая мощная сила человеческого притяжения. Он был интеллигентным человеком, он был дружен с Ахматовой, он был наследственным интеллигентом – из семьи артистов, старый МХАТ... Это вот такая старая интеллигенция, память о которой, можно сказать, пронизала и его. Он был, конечно, феноменальный человек. Человек гораздо больше, чем, собственно, артист, чем, собственно, лицедей. Он был огромный Человек.
Удивительно, что сегодня, при более чем почтенном возрасте, в котором он ушел, я в своей душе нашел и чувство удивления. Потому что я всю свою жизнь прожил при Баталове. От канатоходца Тибула из "Трех толстяков", увиденного в детстве, идет и вся моя жизнь. И я понимаю, что это чувство со мной разделяют десятки миллионов людей. Как может быть, что Баталов умер? Он был всегда и всегда будет! В каком-то смысле, конечно, кино оставляет нам счастливую возможность увидеть его... "Вечно живые" – называлась пьеса, по которой был снят фильм "Летят журавли". Вот с таким вот вечно живым Алексеем Баталовым, – заключает Виктор Шендерович.
**
Из «Новой газеты»:
МНЕ ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО НЕТ БАТАЛОВА
16 июня 2017
Мне очень жаль. Он был хороший человек — Алексей Баталов. И актер замечательный. С его уходом в нашем кино, в нашей культуре, в нашей жизни поубавилось достоинства и благородства. Он как-то дистанцировался от привычной жизни, был в стороне, в своей стороне, а в каждом доме считали его своим.
Алексей Владимирович был положительным героем нашего кинематографа, начиная с «Дела Румянцева». Актерский диапазон его велик, и хотя Баталов категорически узнаваем в каждой роли, ему верили. А он не обманывал: в чеховской ли «Даме с собачкой», или в «Трех толстяках» Олеши, или в десятках других картин…